Планирование и индивидуальное ведение беpеменности

Девять месяцев «под ключ»

В августе в Перми открылась новая клиника современной гинекологии и репродуктивных технологий Women*s Health. О том, как подготовиться к беременности, рассказывает кандидат медицинских наук, врач акушер-гинеколог высшей категории, генеральный директор клиники Наталья Савельева.

Наталья Владимировна, иногда читая рекомендации врачей беременным женщинам, отчётливо понимаешь: беременность – это болезнь. Именно об этом свидетельствует огромное количество лекарственных препаратов, процедур, обследований. И утешение может быть только одно: через девять месяцев заболевание пройдёт естественным образом

Конечно, беременность - это не болезнь! И наша клиника стоит за то, чтобы при наступлении беременности качество жизни женщины не страдало.
Путешествия, любимая работа, сохранение круга интересов – это совершенно нормально. Не правилен как раз такой ход беременности, когда женщина лежит и боится вздохнуть.
Беременные нашей клиники и на море ездят – пожалуйста! Единственная оговорка: во время подготовки к беременности должны быть сведены к минимуму все факторы риска, представляющие угрозу для здоровых девяти месяцев. Устраняем инфекции половых путей. Речь идет не о венерических заболеваниях, они как раз встречаются сегодня не очень часто. Лечим хронические заболевания, не столько исключаем острые процессы, сколько боремся с причинами болезней. Ну, и конечно, витамины, кальций – всё это пьётся на этапе подготовки.
Характер питания сегодня оставляет желать лучшего, и скрытый дефицит витаминов, железа, кальция обнаружится уже на ранних сроках. Надо заметить, что если был дефицит витаминов, и мы начинаем их пить при беременности, нехватка не будет восполнена, ведь беременность это априори повышенный расход. Словом, упор нашей клиники - это сохранение и восстановление женского здоровья и подготовка к беременности. И тогда, действительно, можно будет избежать и лечебных назначений, и каких-то режимных ограничений.

Сколько времени должна длиться подготовка?

Не менее трёх–четырёх месяцев. Даже если речь идёт только о витаминной профилактике, рекомендованной в течение двух месяцев. А почему четыре?.. Если будут выявлены какие-либо отклонения, то понадобится один менструальный цикл (то есть месяц), чтобы устранить проблему. Второй, чтобы восстановиться. Третий – набраться сил. Так что подготовиться «за недельку» – это, извините, нереально!
Есть и мужской фактор. Положим, отклонения в показателях спермограммы. Мужчина тоже должен пропить витамины не менее двух месяцев, чтобы повысить фертильные качества спермы.
Таким образом, для подготовки нужно прийти к доктору, обследоваться, сделать необходимые анализы и пройти сопутствующих специалистов. Как правило, мы даём направление к отоларингологу, стоматологу и терапевту. Из обследований: УЗИ органов малого таза, молочных желез, щитовидной железы. Плюс спермограмма мужа. И если все идеально, что на опыте, увы, практически никогда не встречается, то пьём витамины и – вперёд!

Какие «узкие» специалисты работают в вашей клинике?

Сегодня у нас работают гинекологи. Открыт физиотерапевтический кабинет. Есть палаты дневного пребывания. Ультразвуковая диагностика. И педиатр для детишек первого года жизни.
Было бы не правильно, представлять в нашей клинике педиатрию более широко. После трёх лет у многих деток начинаются разные инфекции. Это соседство не пошло бы беременным на пользу. А первый год жизни очень важен, это решающий год. Детские же поликлиники перегружены. Да и подход там, я бы сказала, стандартный. И вне зависимости от здоровья младенца набор услуг будет одинаковым. Наша цель – индивидуальное наблюдение, чтобы не подвергать ребёнка каким-то ненужным процедурам или неадекватному лечению. Поэтому мы и завели педиатрическое направление, для удобства женщин. Хотя наш педиатр работает не для всех, только для тех мам, которые готовились к беременности у нас. Педиатр будет знать все нюансы и особенности именно этих матери и ребёнка.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются женщины, готовясь к беременности?

Проблемы встречаются самые разные. Понимаете, сейчас возраст планирования беременности стал более зрелым. Как правило, ближе к 30 годам. А средний возраст начала половой жизни – 17 лет.
То есть до того, как женщина решила стать матерью, проходит десять лет половой жизни, смена половых партнёров, перепады влагалищной флоры, стрессы и прочее. Так или иначе всё это скажется на репродуктивном здоровье. Кроме того, наши женщины ориентируются на какие-то субъективные ощущения. Считают, что если у них нет жалоб, значит, всё нормально. Но сегодня эра условно-патогенной флоры и вирусных инфекций, которые клинически проявляются очень мало. Фактически многие болезни копятся годами. В результате же очень много замерших беременностей, хотя вроде и женщина молодая, и, по субъективным её ощущениям, не болела ничем. Это всё результат каких-то нераспознанных ситуаций.
Конечно, не всегда вина пациентки, что она так себя запустила. Многие женщины говорят: «Вот, я ходила на профосмотры!» Но, поймите, на профосмотре могут выявить либо рак, либо какое-то очень запущенное состояние. Более «лёгкие» варианты не привлекут особого внимания врача. У профосмотра другие цели: «работать может», и всё!

Вы не единожды, Наталья Викторовна, сказали, что к врачу сегодня обращаются далеко не все. Антибиотики, самолечение… Можно ли какие-то комментарии по этому поводу?<

Я считаю, что это больной вопрос не только для гинекологии. Безрецептурный отпуск лекарств, реклама делают своё дело. Кажется, всё так просто: выпил таблетку – и здоров! Я бы ориентировала женщин и прежде всего мам на ранний поиск гинеколога для своей дочери. У меня довольно много пациентов, которые приходят на приём вместе с дочерьми. Ведь ко времени взросления девушки очень многие моменты бывают упущены. Иногда случаются разные неприятности, упущение же времени всегда обходится дороже для здоровья женщины.
А гинеколог на приёме не только лечит, но и учит личной гигиене, возможностям контрацепции, другим важным нюансам. Хотелось бы обратиться к женщинам: самой «диагностировать» болезнь, прочитать про лекарство, посоветоваться в соцсетях и начать «лечиться» - это не лучший выбор. Я уверяю, самой понять, молочница это или нет – практически невозможно. Это может быть всё, что угодно, те же вирусные инфекции. Бесконтрольный же приём препаратов усиливает устойчивость микробов, и потом стандартная схема лечения будет не всегда эффективной.
Даже на фоне беременности люди начинают что-то сами себе назначать! Все всё знают! Да, я понимаю, что это не только вина женщин, врачи бывают разные, их уровень, их взгляды на лечение.
Но всё-таки, как говорится: «Нужна консультация специалиста. Возможны противопоказания»!

Есть ли в Women*s Health договоры на длительное обслуживание? Положим, от периода подготовки к беременности к осмотрам уже двоих: матери и ребёнка.

Как таковых программ мы не разрабатывали. Понимаете, если следовать нормам Минздрава, мы получим достаточно суженный, ограниченный вариант. В этом нет смысла. Если же составлять максимально широкой вариант, то какие-то процедуры или обследования конкретной женщине, пришедшей в нашу клинику, могут и не пригодиться. Нет единого договора.
У нас ко всем пациентам индивидуальный подход. И ещё одно отличие нашей клиники: мы не делаем абортов. У нас другие цели: предупредить нежелательную беременность, научить этому женщин. Да, если такая проблема всё-таки возникнет, мы поможем с обследованиями, напишем направление. Но сами делать не будем. Наша клиника ориентирована на здоровую беременность и рождение здоровых детей. И, мне кажется, было бы кощунством в одних стенах заниматься и зарождением новой жизни, и её уничтожением.

Журналист «Компаньон» Карина Турбовская